3.3.3.      Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-техническая оснащенность.

Для осуществления образовательного процесса имеются следующие здания:

      учебное здание – деревянное,  построенное в 1973 году. В 2008 году проведен капитальный ремонт школы.

      мастерская – деревянное здание, построенное в 1994 году,  для проведения занятий по технологии для мальчиков и девочек.

      зимняя оранжерея, введенная в эксплуатацию в 2011 году, для проведения практических занятий по биологии и экологии, опытно-экспериментальных  работ обучающихся.

      школа обеспечена  школьной мебелью, соответствующей требованиям СанПин.

 

№ п/п

 

ул. Сатыс  47

1.

Тип здания (зданий) (типовой проект, приспособленное, иное)

приспособленное

2.

Количество учебных кабинетов

13

их общая площадь

290,6 кв.м.

3.

Предельная численность обучающихся в течение года:

100

4.

Фактическая численность обучающихся в течение года:

38

5.

 

 

Наличие библиотеки:

имеется

книжный фонд:

 

в том числе учебников (всего)

1784

в оперативном пользовании:

1095

подлежат списанию:

нет

в том числе методической литературы

561

6.

Обеспеченность учебного процесса учебной литературой  (из расчета 1 учебник на одного обучающегося)  по ступеням образования

первая ступень

85%

вторая ступень

89%

третья ступень

95%

7.

Наличие спортивного зала

имеется

его площадь

94,4кв.м.

8.

Количество мастерских

2

их общая площадь

90 кв.м.

9.

Наличие учебно-опытного хозяйства

имеется (0,5 га)

10.

Наличие столовой

имеется

количество посадочных мест

40

 

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Используемые УМК «Школа России»:

Математика. Моро М. И. и др Рабочие программы. 1—4 классы.

1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник 1 класс. В 2 частях.

2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник 2 класс. В 2 частях.

3. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник 3 класс. В 2 частях.

4. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник 4 класс. В 2 частях.

Русский язык. Авторская программа: Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России»    Москва «Просвещение» 2011;

Обучение грамоте.

1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Русский язык.

1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.

3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.

7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Прописи (Обучение грамоте).

1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.

2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.

3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.

Рабочие тетради (Русский язык).

1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1., Ч. 2.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1., Ч. 2.

4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1., Ч. 2.

Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

1.    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.

2.    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

3.    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.

4.    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

Рабочие тетради

1.    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

2.    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

3.    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

4.    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

“Литература ааҕыыта” Саха начаалынай оскуолатын 1 – 4 кылаастарыгар аналлаах үөрэх биридимиэтигэр үөрэтэр-методическай кэмпилиэк:

Литература ааҕыытын 1 – 4 кылааска үөрэтиини сүрүннүүр бырагыраама.

“Литература ааҕыыта” биридимиэти 2 – 4 кылааска үөрэтэр үөрэх кинигэлэрэ.

“Литература ааҕыыта” биридимиэти үөрэтиигэ 2 – 4 “Бэйэ ааҕыыта”, “Ыалынан ааҕыы”.

Окружающий мир. Плешаков А. А. Рабочие про­граммы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011.

Учебники

1. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

2. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

3. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

4. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.   Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

Рабочие тетради

Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

3. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

4. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение.

Технология Роговцева Н. И., Анащенкова С. В.. Рабочие программы.1—4 классы.

Учебники

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник, 3 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник, 4 класс.

Рабочие тетради

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.

“Саха Өрөспүүбүлүкэтин норуоттарын култуурата” 2 – 4 кылааска үөрэтиини сүрүннүүр бырагыраама.

“Саха Өрөспүүбүлүкэтин норуоттарын култуурата” 2 – 4 кылааска үлэлиир бырагыраама.

Изобразительное искусство. Рабочие программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М, Неменского 1-4 кл. 

1.Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.

2.Ты и искусство. Учебник. 2 класс. Под редакцией Б. М. Неменского.

Физическая культура.Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2009 г.

Учебники

 Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение».

Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н.Литвинов, Г.И.Погадаев - М.«Просвещение»,

«Музыка»

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.: Учебник для учащихся1 - 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение.

Используемые образовательные технологии:

 

Образовательные технологии

Предметы

1-4 классы

Технология использования игровых методов. Исследовательские методы в обучении.

Проектные методы обучения.

Технология развития критического мышления. Здоровьесберегающие технологии.

Технология портфолио.

Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык,  технология, музыка, ИЗО, физическая культура, ОБЖ.

 

Рациональная организация внеучебной деятельности обучающихсяпо ФГОС направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки  обучающихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализацию обучения, работу по индивидуальным программам основного общего образования;

• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа среднего (полного) общего образования предусматривает внеурочную деятельность. При организации внеурочной деятельности могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в том числе на основе государственного (муниципального) задания. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся среднего (полного) общего образования. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов

Необходимо/имеются в наличии

1

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогическихработников

необходимо

2

Лекционные аудитории

имеются в наличии

3

Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством

необходимо

4

Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские

необходимо

 

Компоненты оснащения

Необходимое оборудованиеи оснащение

Необходимо /имеется в наличии

1. Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета основной школы

1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты

необходимо

1.2. Учебно-методические материалы:

1.2.1. УМК по предметам

1.2.2. Дидактические и раздаточные материалы по предметам

необходимо

1.2.3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета;

1.2.4. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства

необходимо

1.2.5. Учебно-практическоеоборудование

необходимо

1.2.6. Оборудование (мебель)

имеется в наличии

2.Компоненты оснащенияметодического кабинета основной школы

2.1. Нормативные документыфедерального, региональногои муниципального уровней, локальные акты

необходимо

2.2. Документация ОУ

имеется в наличии

2.3.Комплекты диагностических материалов

необходимо

2.4. Базы данных

необходимо

2.5. Материально-техническоеоснащение

необходимо

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, условия:

•частично соответствуют требованиям Стандарта;

•гарантируют сохранность и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

•обеспечивают реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения и достижение планируемых результатов её освоения;

•учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;

•предоставляют возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения.

Образовательное учреждение укомплектовано медицинским работником, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала образовательного учреждения является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. Формами повышения квалификации могут быть: стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер­классах по отдельным направлениям реализации основной образовательной программы, дистанционное образование, участие в различных педагогических проектах, создание и публикация методических материалов.

Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению Стандарта начального общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований Стандарта.

План методической работы включает следующие мероприятия:

1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям Стандарта.

2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами Стандарта.

3. Заседания методических объединений учителей по проблемам введения Стандарта.

4. Конференции участников образовательного процесса и социальных партнёров ОУ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения Стандарта.

5. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

6. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения Стандарта.

7. Участие педагогов в проведении мастер­классов, круглых столов, стажёрских площадок, открытых уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации Стандарта.

Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий осуществляются в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, в виде решений педагогического совета, размещённых на сайте презентаций, приказов, инструкций, рекомендаций, резолюций и т. д.

Непременным условием реализации требований Стандарта является создание в образовательном учреждении психолого­педагогических условий, обеспечивающих:

·      преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

·      формирование и развитие психолого­педагогической компетентности участников образовательного процесса; 

·      вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого­педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

·      дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Можно выделить следующие уровни психолого­педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательного учреждения.

Основными формами психолого­педагогического сопровождения являются:

- диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Она может проводиться на этапе знакомства с ребёнком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года;

- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учётом результатов диагностики, а также администрацией образовательного учреждения;

- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.

К основным направлениям психолого­педагогического сопровождения относятся:

-сохранение и укрепление психологического здоровья;

-мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

-психолого­педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

-формирование у обучающихся ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-развитие экологической культуры;

-выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями;

-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

-поддержка детских объединений и ученического самоуправления;

-выявление и поддержка одарённых детей.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы  опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) размерам направляемых на эти цели средств бюджета.

Материально­техническая база образовательного учреждения приводится в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Образовательное учреждение располагает комплектом средств обучения, поддерживаемых инструктивно­методическими материалами и модулем программы повышения квалификации по использованию комплекта в образовательном процессе, обеспечивающим реализацию основных образовательных программ в соответствии с требованиями Стандарта.

Состав комплекта средств обучения объединяет как современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых технологий, так и традиционные — средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели), а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и исследований, расходные материалы и канцелярские принадлежности.

Образовательное учреждение располагает дополнительными помещениями для организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, площадь, инсоляция, освещённость и воздушно­тепловой режим, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Учебно­методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

-реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

-ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

-записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);

-выступления с аудио­, видео­ и графическим экранным сопровождением;

-вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);

-информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения;

-поиска и получения информации;

-использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

-общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);

-создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;

-конструирования и моделирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

-размещения продуктов познавательной, учебно­исследовательской деятельности обучающихся в информационно­образовательной среде образовательного учреждения;

-проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

-обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто­графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно­исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

-проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино­ и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;

-выпуска школьных печатных изданий.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы

В соответствии с требованиями ФГОС НОО информационно­методические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечиваются современной информационно­образовательной средой.

Информационно­образовательная среда (ИОС)

Основными элементами ИОС являются:

ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивает использование ИКТ:

- учебной деятельности;

- во внеурочной деятельности;

- в естественно-научной деятельности;

- при измерении, контроле и оценке результатов образования;

 

- в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы и органами управления